Аниме, которые вы должны увидеть

Обсуждается выбор ключевых тайтлов в истории аниме.

Must-see

recommend emoji must-seeЭти тайтлы — одни из тех, которые составляют самую основу аниме культуры. Для них не может быть доводов «нравится/не нравится», «хочу/не хочу», «скучно/не скучно». Если вы любите аниме, то они обязательны для просмотра.
Я должен сразу отметить, что список не обязательно предназначен для начинающего любителя аниме. Скорее наоборот — будет удачей, если какие-то из перечисленных тайтлов вам действительно понравятся. В статье «Аниме для начинающих» эта тема обсуждается более подробно.
Моей задачей было выбрать один тайтл эпохи до 1980 годов. От 1979 до 1980 всего один год, но чисто стилистически фильм лежит ближе к Могучему Атому (1963), чем к аниме следующего десятилетия. С этой стороны он скорее является завершением эпохи 1960-70-х (несмотря на то, что франшизе была суждена еще долгая жизнь), а не началом нового Золотого Века аниме, так что вы не будете введены в заблуждение. Скажу сразу, почти все следующие работы характеризуют начало тенденций, продолжающихся до нашего времени.
Почему я настаиваю на просмотре именно этого фильма? Целью списка является не «общеобразовательное» знакомство с определенными явлениями в аниме, а их понимание. В идеале я бы желал, чтобы вы сами только на основании просмотра сделали вывод: «Да, это интересно по меньшей мере, а может даже и (очень) хорошо». Без нудных разъяснений, на что там следует обратить внимание и чем там необходимо удивляться и восхищаться. По этой причине в списке присутствуют только настоящие шедевры аниме, отмеченные как зрителями, так и критиками.
Если строго следовать критерию публичного успеха аниме данного периода времени, то без всяких вариантов это бы был Космический линкор Ямато (1974). Его роль в истории аниме невозможно переоценить. Имеются все основания полагать, что без его появления аниме так бы и осталось чисто нишевым явлением для ограниченного числа фанатов.
Почему я все-таки не предлагаю именно его? Стилистика тайтла безнадежно далека от современных канонов. Его продолжительность — 26 эпизодов — может показаться чрезмерной для зрителя, который изначально не является фанатом аниме этого периода времени и, вообще, не собирался его смотреть. Только проявляет интерес, основываясь на чужих рекомендациях. Чтобы оценить тайтл, вам необходимо проникнуться стилем определенной эпохи. Причем «проникнуться» является непременным условием для «оценить». Так что навязывать Ямато произвольному зрителю не имеет абсолютно никакого смысла.
Другой тайтл — Завтрашний Джо (1970) культового режиссера Осаму Дэдзаки. Если бы я основывался чисто на художественных достоинствах, то скорее всего он бы занял не только первое место для данного периода времени, но, возможно, и одно из первых мест во всей истории аниме. Однако я не могу назвать его настоящим представителем конкретной эпохи. По своим художественным решениям он настолько революционен, что его невозможно привязать к конкретному промежутку времени. Через 10-20-30-40 лет после его выхода вы все еще можете сказать, что он «относится к немного более старым аниме». При том, что это «немного» не меняется с течением времени. Ну и его 79 эпизодов, его спортивная тематика опять не рассчитаны на произвольного зрителя.
Так что мой выбор совсем не случаен и не основывается на «я его посмотрел, мне понравилось и я вам рекомендую».
Исторической заслугой Ёсинори Канада в развитии индустрии аниме стало то, что он подтолкнул аниме сообщество к осознанию факта, что главное в анимации — это сама рисовка.
Это было очень важно для истории аниме — осознать роль аниматора. Галактический экспресс 999 по всей видимости был первым тайтлом, когда зрители приходили в кинотеатры не только, чтобы быть захваченными сюжетной интригой или привлекательными образами персонажей, или чтобы в темноте зала иметь возможность потискать свою подружку. Ох, конечно, было и это. Но в первый раз зрители пришли еще чтобы насладиться визуальным совершенством увиденного.
Наша следующая цель — по-возможности адекватно оценить творчество Хаяо Миядзаки. Работы Миядзаки являются определенного рода эталоном качества аниме с точки зрения более широкого, то есть в значительной степени западного представления об анимации.
Проблема не ограничивается только творчеством Миядзаки. На самом деле успех его работ поднимает гораздо более фундаментальный вопрос: «Что является критерием качества аниме работ?» Любой любитель аниме рано или поздно должен дать на него ответ, иначе он будет находиться в заблуждении о том, что такое хорошо и что такое плохо в аниме. Я сам, увы, наблюдаю это чрезмерно часто у аниме фанатов даже с значительным опытом. В этом нет ничего удивительного, русские и западные любители аниме были воспитаны совершенно в другой эстетической традиции и продолжают оценивать японскую анимацию исходя из иных канонов.
Что у Миядзаки главное? Его талант рассказчика, притягательный мир событий его работ, его безумно милые героини и герои, просто совершенно определенный и однозначно узнаваемый стиль, который находит отклик у его зрителей? Или все-таки элементы западной анимации? Когда любители аниме отвечают на вопрос об успехе работ Миядзаки, они (исключительно редко) могут упомянуть первое, но почти каждый говорит о втором. Они могут называть это разными словами, но они практически всегда говорят именно о высоком качестве его работ по канонам западной анимации.
Учитывая сказанное, Навсикая (и, отчасти, непосредственно следующие за ней работы) имеет принципиальное значение. Западная система производства качественной анимации базируется по крайней мере на двух принципах: абсолютный контроль режиссера над процессом производства и использование огромных человеческих и финансовых ресурсов. Миядзаки получил их в свое распоряжение несколько позже. То есть его работы в предыдущий период времени ничуть не были «западными», но стали ли они от этого хуже?
Если вы будете оценивать творчество Миядзаки только на основании Унесённые призраками (2001) или Ходячий замок Хаула (2004), у вас может создаться впечатление, что западный подход к анимации — это именно то, что обеспечило его успех. Вам обязательно необходимо иметь представление о более ранних работах Миядзаки, чтобы это утверждение не казалось вам настолько очевидным.
Нет смысла перечислять заслуги Хаяо Миядзаки, их список уже давно стал общим местом. Мы обратим внимание на другой аспект его работ — Миядзаки стал практически единоличным представителем целого направления в японской анимации, органически включающего западные (прежде всего полную мультипликацию и Дисней) принципы. Для самой возможности следовать этому направлению необходимы по крайней мере два условия: абсолютный контроль режиссера над процессом производства и огромные человеческие и финансовые ресурсы, которые исключительно редко могут получить в свое распоряжение другие создатели.
Навсикая прежде всего интересна тем, что на момент ее создания Миядзаки не имел ни первого, ни второго. Это была коллективная работа, где режиссер не имел возможности в значительной степени контролировать своего более именитого коллегу Ёсинори Канада. Тем не менее для зрителя Навсикая не выделяется из ряда последующих работ Миядзаки. Что оставляет очень интересные вопросы.
8.5
Akira
Акира (фильм 1988)
Атмосфера насилия и классика киберпанка. Тайтл почитаем всеми любителями аниме вне зависимости от их вкусовых пристрастий.
Здесь мы опять будем говорить об окончании эпохи, которая в данном случае носит название «Золотой Век аниме». По оригинальному определению, «Золотой Век» обозначает тот период, когда производство японской анимации по совокупной продолжительности экранного времени превзошло игровую кинематографию. Что в значительной степени продолжается до настоящего времени, значит Золотой Век японской анимации все еще не завершился. Однако в оригинальное определение вкладывался некоторый дополнительный смысл, давно забытый современными любителями, так что стоит вспомнить то, что происходило в те давние годы и почему их назвали «золотыми».
Экономика Японии в 1980 годах находилась в состоянии экономического бума. С другой стороны, японская анимация, на волне успешных проектов 1970-х, заявила себя как вполне оправданное направление для инвестиций — сообщество отаку обеспечивало платежеспособный спрос на аниме продукцию. В результате, аниме проекты получали солидное финансирование и аниматоры получали щедрое вознаграждение за свой труд. Сейчас мы не будем рассматривать то, как данный период благотворно повлиял на дальнейшую историю аниме. Для нас важно другое. На протяжении всей истории аниме 1980-е годы были единственным периодом времени, когда процесс создания аниме получал адекватное вознаграждение не только для некоторых, но и для основной массы.
Что, очевидно, никак не гарантировало качества, сколь категорично не были бы настроены фанаты этого исторического периода. Однако тщательность, усилия затраченные на каждый эпизод безусловно превосходили все то, что было до или после этого периода. Аниме всегда, в благо или вред, существовало в условиях недостатка ресурсов. Однако существовал короткий период времени, когда этот закон перестал работать.
Акира стал квинтэссенцией Золотого Века. Не испытывая недостатка средств и ресурсов, он сумел привлечь к производству самых талантливых аниматоров и дал им возможность выразить в своей работе все самое лучшее, на что они были способны. Очевидно, что это дополнялось высочайшим качеством оригинального материала и режиссерским талантом его автора. Это стало хорошим опытом — каких высот можно достичь в аниме, если не ограничивать его создателей презренным металлом.
Перезагрузка жанра мехов, эпик, безумие и многое другое в культовом тайтле Хидэаки Анно.
Создатель жанра «безумие». Хотя основными темами тайтла скорее всего будут названы прихологизм и антиутопия, он также содержит явно выраженные черты жанра, отождествляемого с расстройством сознания: глубокий символизм, минимальное объяснение событий и их представления, отсутствия жесткой хронологии и многое другое. Татл не является изобретателем темы. Но он был первым по-настоящему популярным аниме этого жанра.
Говорить об Евангелионе очень сложно хотя бы потому, что тайтл (ИМО вполне заслуженно) заработал успех и почитание. Поэтому в первую очередь всегда будут обсуждаться именно аспекты наличия или недостатка достоинств с точки зрения отдельного комментатора. Однако в данном конкретном случае не меньшее значение для аниме истории имеет не только то, что получилось в результате, но и как.
Еще раз воспроизведу часть цитаты, приведенной выше: «Главное в анимации — это сама рисовка». Из этого утверждения вроде бы прямо следует, что «Главные люди в аниме — сами аниматоры». Или, в более широком смысле, творцы, создатели аниме работ. Однако в реальности такого никогда не было, да и по большому счету нет и сейчас. Приведу в качестве примера известную иллюстрацию к сериалу Белый ящик (2014), показывающую ориентировочный годовой доход создателей аниме:
Источник: Crunchyroll
(Практически) все знают режиссеров аниме. Роль «chief animator» aka саккана менее известна, но пока поверьте на слово (или посмотрите статью «Кто такой саккан»), что его труд действительно заслуживает высокой оплаты. Но вот почему серая офисная мышь с должностью «executive producer» получает в полтора раза больше их? Вы знаете имя хотя бы одного продюсера ваших любимых тайтлов? А ведь, судя по их доходам, именно им принадлежит главная (в полтора раза выше, чем режиссера) роль в создании тайтла.
Каждый из вас знает, что Евангелион был произведен студией Гайнакс. Однако выпускающей студией была совершенно другая — Tatsunoko Production. Именно ей принадлежали общая администрация, финансы и окончательное решение по всем вопросам. Гайнакс была отведена роль субподрядчика, который был обязан выполнять все пожелания выпускающей студии. Но тут случился «бунт на корабле». Реальные создатели восстали против административных указаний.
Если бы они тогда проиграли, аниме развивалось совсем по-другому. Сегодня даже западные обозреватели признают, что в творческом аспекте аниме находится гораздо выше работ американского монополиста Дисней. Евангелион продемонстрировал, что административные решения вышестоящей инстанции далеко не всегда способствуют созданию качественных работ. Тайтл получил бешеный успех у простых зрителей по всему миру, был высоко оценен критикой и стал одной из самых (самой?) высокодоходных франшиз в истории аниме индустрии.
Современная модель производства аниме основана на привлечении талантливых аниматоров, которые не обязательно принадлежат штатному составу выпускающих студий. Без них тайтлы были бы пресными и малоинтересны зрителям. Это относится не только к малоизвестным работам, но и к самым основным популярным франшизам. Значительная часть этих аниматоров прошла школу Гайнакс или развивала свой талант под влиянием творчества известных аниматоров студии.
Сама концепция качества аниме претерпела существенные изменения под влиянием Евангелиона. Оказалось, что тщательность проработки сюжета и каждого момента анимации не имеет принципиального значения. Вы можете обеспечить и первое и второе, но в результате ваш тайтл вызовет только скуку. Гораздо более существенными оказалось наличие взрывных моментов. Если за ними лежит талант создателей, то это гораздо важнее, чем общий фон не всегда стабильного высокого качества.
Детальное изображение мира киберпанка и великолепная графика. Когда человек теряет свои человеческие черты и превращается в машину? Шедевр Мамору Осии.
Основной законодатель жанра киберпанка. То есть именно он обеспечил выход тайтлов жанра в массовом количестве и сам стал образцом для создания тематически схожих работ.
В этом жестоком мире вы ни от кого не можете ждать снисхождения, вам нужны зубы и когти, чтобы в нем выжить. Культовый тайтл Ясуоми Умэцу, которого Юйтиро «аниме-сама» Огуро включил в список 32-х основных японских аниматоров 20 века.
10.0
Achieve MALAchieve OP/ED
FLCL
Фури-кури (ОВА 2000)
Визуальный и стилистический хаос, романтика, проблемы возмужания и долбанная индустриальная эпоха, в которой мы живем. Культовый тайтл для уже нескольких поколений любителей аниме. Звездная команда Ёсиюки Садамото, Синья Охира, Хидэаки Анно, Хироюки Имайси, Ё Ёсинари и других выдающихся аниматоров.
Почему вы должны его увидеть? Потому, что он органически вобрал в себя множество самых нетривиальных художественных идей, некоторые из которых получили законченное воплощение в рассматриваемом тайтле. ОВА является одним из краеугольных камней аниме культуры, волны от которого расходятся по всей аниме эстетике.
Увлекательный квест в мире магии и войн и одна из самых блистательных команд создателей в истории аниме.
8.5
Kaiba
Кайба (сериал 2008)
Самый странный мир, который только можно себе представить. Рисовка в стиле Могучего Атома и жесткое натуралистичное изображением реалий нашего мира. Шедевр Масааки Юаса.
Тайтл разрывает все шаблоны жанра. Хотя героини — маленькие девочки-волшебницы в розовых платьицах, никаких сю-сю, все очень по-взрослому. Равнодушных не знаю. Тайтл Акиюки Симбо по сценарию Гэна «мясника» Уробути.

Не попавшие в список

Я испытываю огромный соблазн добавить в основной список
— первую значительную работу направления веб-ген. Направление очень важно с точки зрения современных тенденций развития индустрии.
…аниматоров там [в Японии, в отличие от Дисней, — S John] держат на гораздо более длинном поводке, они обладают большей свободой для экспериментов в организации своей работы, обработки и технологий рисовки… ключевые аниматоры сами принимают решения, что имеет значительный влияние на свободу концептуализации их деятельности.
Вышесказанное в значительной степени определило уникальность художественной формы аниме. Но в типичных условиях производства их создатели набиваются в маленькие комнатушки, где они выполняют основную работу.
Shaft workplace
Рабочие места в здании студии Шафт
Создаются лучшие условия для передачи опыта других сотрудников, хотя аниматоры испытывают значительное давление среды, да и атмосфера не будет всем комфортна.
Другой вопрос — это дорога к профессии аниматора.
Многие молодые художники, которые видели работы Канада в 1970-х, под его влиянием сами выбирали работу аниматоров в 1980-х. Такой способ обновления талантов стал основой современной аниме индустрии.
В наше время немалая часть молодых талантливых аниматоров начинают свою карьеру с микро проектов в Интернете. Переходя в профессиональный статус, многие желали бы сохранить привычную среду творчества. Дальше всех в этом направлении пошла старая и, казалось бы, консервативная студия Toei Animation (да и выпускающая студия Вишнёвого квартета Tatsunoko Productions тоже имеет ранг легенд аниме), которая дала возможность аниматорам выполнять работу из дома или из любого другого места, которое они сочтут самым для них подходящим. Один из результатов вы можете увидеть в Шутках чокнутой столицы (2013).
При этом надо отметить, что сам термин больше относится к истокам творческой карьеры аниматоров, а не к среде производства конкретных работ. Из самых известных фигур в веб-ген отметились Масааки Юаса, режиссер Вишнёвого квартета Ryo-timo и Макото Синкай, где первого нередко называют основателем направления из-за его приверженности подходу, и последний просто по фактам его биографии, его публичные высказывания на этот счет неизвестны. Станет ли все это преобладающей тенденцией или ограничится отдельными примерами? Я, пожалуй, пока поостерегусь делать прогнозы, пусть еще пройдет время. См. статью «How Online Animators are Revolutionizing Anime»En для дополнительной информации по этой теме.
Другой тайтл, не попавший в основной список, — это
8.5
Achieve MAL
Toradora!
ТораДора! (сериал 2008)
Сложно объяснить, почему. Скорее всего я просто поддался давлению среды — с Торадорой связаны презренные тропы романтики, повседневности, цундере, моэ и гарема. И все же, без которых современное аниме невозможно себе представить. Не являясь новинкой направления, тайтл стал кодификатором жанра романтики и главным образцом для подражания, ему принадлежит огромная заслуга в популяризации как самого жанра, так и сопутствующих ему тропов.

Не должны были попасть

Я сознательно не включаю в свой список по крайней две категории аниме. Первая — это тайтлы, которые, несмотря на их ключевую роль в истории аниме, скорее всего не будут восприняты современным зрителем. Какие-то тайтлы вы должны увидеть ради того, чтобы что-то из них вынести, открыть новые грани аниме искусства. Но если вы будете зевать, сама идея просмотра потеряет свой смысл. К ним я в первую очередь отношу
Работа стала (по сути) первым телевизионным сериалом в истории аниме, таким образом превратив художественную форму в фактор национального масштаба. Сериал рутинно использовал огромное количество новаторских для японской анимации приемов, таких как ограниченная анимация, крупные планы и других, которые в сумме заложили базис феномена аниме. См. статью «Осаму Тэдзука: Пионер аниме» для дополнительной информации.
Следующие два тайтла принадлежат соответственно одному из основателей, наряду с Осаму Тэдзука и Ёсинори Канада, эстетического и технического своеобразия художественной формы аниме Осаму Дэдзаки и его, возможно, самого известного прямого последователя Кунихико Икухара.
Главной особенностью режиссерского стиля Дэдзаки является яркость и насыщенность, театральность визуального ряда. При этом он широко использует чередование темпа. В мире аниме найдется очень мало творческих фигур, чья техника и эстетика оказала настолько фундаментальное влияние на развитие индустрии. Икухара сделал следующий шаг, явно вводя театральные элементы в эстетику и активно используя подчинение темпа анимации художественному времени. Современное аниме немыслимо без элементов этих больших художников.

Популяризация аниме

Вторая категория — это тайтлы и франшизы, которые сыграли ключевую роль в популяризации аниме искусства во всем мире. Я предполагаю, что меня читает достаточно продвинутый любитель аниме, которого незачем заинтересовывать и убеждать в достоинствах этой художественной формы.
В категорию франшиз, оказавших самое существенное влияние на признание аниме, прежде всего попадает уже упомянутый Могучий Атом. За ним следуют
(в первую очередь среди японских зрителей) и уже упомянутый Галактический экспресс 999. Обе в немалой степени благодаря анимации Ёсинори Канада. Примерно в то же время начинается эпопея
который породил долгоживущую нет, не легенду, а неоспориваемый десятилетиями факт, что только меха могут обеспечить настоящую финансовую отдачу. (Не забываем, что Евангелион нового поколения — тоже меха.) См. «Статистику продаж аниме», как это выглядело уже в новом тысячелетии. Только Акиюки Симбо своими Историями монстров (2009) сумел разрушить стереотип.

Основные против «лучших»

И, последнее, я не включаю и/или заменяю тайтлы на «еще более лучшие, глубокие, оригинальные» и тому подобное. Список «Must-see» — не то же самое, что «Лучшие аниме». См. статью «Критерии оценки аниме», где обсуждается разница между «оценкой на 10.0», «шедевром аниме» и «этот тайтл вы должны увидеть».

Что еще почитать?

Предлагаю вашему вниманию цикл статей по истории аниме. Большу́ю часть информации вы больше нигде не найдете на русском языке и многое из нее окажется для вас неожиданным.

Marple Mashu Marces Animation
Опубликовано 26 мая 2018 г.
Последние изменения 15 июля 2020 г.