Осаму Тэдзука ✧ Пионер аниме

Перевод малодоступной статьи о биографии Осаму Тэдзука (Osamu Tezuka), его работах и роли в истории манги и аниме.
Человеком, который внес самый весомый вклад в то, что манга заняла доминирующую роль в послевоенной культуре Японии, был Осаму Тэдзука.

Часто повторяется (и для этого имеются серьезные основания), что если бы не Осаму Тэдзука, манга и аниме не были бы тем, чем они являются сейчас.

Osamu Tezuka - PortraitОт переводчика. Базовой работой по биографии Тэдзука, предложившей основные оценки его творчества, считается изданная в 1997-м году Энциклопедия японской популярной культуры Марка Шиллинга. Затем, в 2002-м году, появилась ее достаточно аккуратная краткая компиляция Melanie Foster из Колледжа либеральных наук и искусств Университета Флориды. Она также включила дополнительные факты из других источников и ее работа сама по себе стала одним из источников информации о Тэдзука в англоязычном (и, последовательно, русскоязычном) мире. Перевод я предлагаю вашему вниманию.

Тэдзука родился в пригороде Осака в 1928-м году. В детские годы он копировал рисунки популярных персонажей комиксов и был увлечен мультфильмами Микки Мауса, Кота Феликса и Кролика Освальда. Он говорил, что смотрел Бэмби больше 80-ти раз. Он также написал и оформил свое собственное пособие по видам жуков и получал взыскания за то, что в школе вместо уроков занимался рисованием.

Osamu Tezuka - GrandfatherOsamu Tezuka - FamilyOsamu Tezuka - Boyhood
Фотографии дедушки Тэдзука, его семьи и его самого в раннем детстве

Отец Тэдзука был врачом и Тэдзука готовился стать терапевтом. Еще когда он был подростком, изучающим медицину, он придумал свою первую мангу Дневник Маа-тяна и в 1946-м году опубликовал ее в газете Shokokumin Shinbun. В 1947-м году к нему пришла известность благодаря его новой манге Новый остров сокровищ. Тэдзука рассказывал, что в начале своего занятия мангой находился под влиянием работ Уолта Диснея и нью-йоркского аниматора Макса Флейшера. Однако даже в самых первых опубликованных работах Тэдзука уже демонстрировал свой оригинальный стиль. Например, для него было характерно использование кинематографических крупных планов и варьирование размеров изображений, чтобы подчеркнуть динамику движений персонажей и их эмоции.

Maachan no Nikkicho (1946) - Maachan and chickenShin Takarajima (1847) - Pirate
Дневник Маа-тяна (1946) и Новый остров сокровищ (1947)

В 1951-м году Тэдзука придумал историю о Могучем Атоме, роботе с ядерным источником энергии. Робот Атом мечтает о том, чтобы стать человеком. В своей манге Тэдзука продвигает идею об атомной энергии, как дружественной человеку и работающей на его благо, а не о смертоносное оружии, разрушившим Хиросиму и Нагасаки. В Могучем Атоме Тэдзука также проведена другая социально-гуманистическая идея. Атом воспринимает себя как существо второго сорта и окружающие его люди этого не понимают. Могучий Атом был исключительно популярен в Японии и стал самой длинной мангой в истории, ее выпуск продолжался с 1952-ого по 1968-й годы. Атом воскресил угасающий интерес к манге и принес популярность Тэдзука.

В 1957-м году студия Toei Productions основала новую компанию Toei Animation, целью которой было производство анимационных фильмов. На тот момент Осаму Тэдзука был самым известным мангакой Японии и он подписал контракт с компанией сроком на 5 лет. Он принимал участие в создании ее самых первых фильмов, таких как Путешествие на Запад (1960).

Saiyuuki (1960)Saiyuuki (1960)
Путешествие на Запад (1960)

В 1958-м году Тэдзука получил докторскую степень в анатомии. Однако он продолжал заниматься мангой и анимацией и так и не стал практикующим врачом. Вместо этого он работал в Toei вплоть до истечения контракта в 1962-м году. Затем он присоединился к независимой студийной группе «Анимационная Партия Троих» и выпустил фильмы История одной улицы (1962) и Мужчина (1962) на свои собственные деньги. В 1961-м году он открыл свою компанию Mushi Production.

Идеей Тэдзука было освоить быстро растущий телевизионный рынок. Чтобы достичь по возможности наибольшего охвата рынка, его компания выпустила черно-белую телевизионную версию манги Могучий Атом. Как у одновременно создателя и продюсера телевизионного сериала, перед Тэдзука стояла задача убедить руководство японских телекомпаний финансировать проект. На это он получил ответ, что его идея для получасовой передачи слишком дорогостоящая и не может быть реализована. Поэтому Тэдзука пообещал существенно снизить затраты на производство.

Тэдзука часто оставлял фон статичным и использовал тип анимации, где только части изображения, такие как глаза или рот персонажа, двигались. От также основал банк анимации с типичными выражениями лиц и позами персонажей, которые могли использовать многократно. Тэдзука был новатором и для усиления драматического эффекта его телевизионная анимации использовала такие приемы, как варьирование освещения и крупные планы. Всего было произведено и показано на Телевидении Фудзи 193 получасовых эпизода Могучего Атома. Позднее сериал продавался японской NHK Network, в США и в другие страны. Глядя на успех тайтла, другие японские анимационные студии тоже стали пробовать себя в телевидении.

Tetsuwan Atom (1963)Tetsuwan Atom (1963)
Могучий Атом (1963)

Осаму Тэдзука и его компания Mushi Productions с численностью персонала более 400 человек продолжали создавать и распространять другие аниме, которые завоевывали все большую популярность в Японии. Его поклонники даже собирались возле его дома в надежде кинуть взгляд на его новую работу. Идеи Тэдзука нередко становились стандартом в индустрии. Тэдзука был перфекционистом и он часто  мог позволить себе только три-четыре часа сна, работая над очередным аниме, производимым студией, или занимаясь собственным проектом. Он также тщательно контролировал финансовое состояние компании и нередко впадал в депрессию, если считал, что его очередной проект не находит отклика у аудитории.

В 1965-м году его следующим большим успехом стал сериал Император джунглей, а в 1970-м — хентайный фильм Клеопатра, королева секса (см. Галерею кадров). В 1971-м году Тэдзука, чувствуя, что он становится все более отягощен финансовыми аспектами деятельности компании, покинул Mushi Productions, забрав права на свои работы у студии. В 1973-м году, не имея возможности получать прибыль от старых работ Тэдзука и без его новых идей, студия разорилось. Сам Тэдзука продолжал работать в качестве независимого автора. В течении нескольких лет вышли его сериал Тритон, житель моря (1972) и другие.

Jungle Taitei (1965) Ep 1 OPJungle Taitei (1965) Ep 2
Император джунглей (1965)

В конце 1970-х Тэдзука стал использовать свою другую компанию Tezuka Production для производства аниме. Он выпустил цветной вариант Могучего Атома (1980), а также закончил фильм Жар-птица 2772: Космозона любви (1980) по мотивам своей манги Жар-птица (1967).

К 1982-му году Тэдзука полностью прекратил рассматривать анимацию, как способ достижения коммерческого успеха, и занимался только своими собственными работами. Его фильмы завоевали признание на множестве фестивалей, где иногда его можно было увидеть в легко распознаваемых очках с толстыми линзами и черном берете. Он продолжал активно трудиться вплоть до своей смерти в 1989-м году.

Осаму Тэдзука фактически создал индустрию японской анимации. Он сделал ее доступной зрителям всего мира благодаря использованию такой технологии, как телевидение. Он использовал приемы, которые обычно можно найти только в анимационных фильмах, показываемых в кинотеатрах, и стал основателем новой индустрии. Другие аниме студии только повторяли его находки. Тэдзука сам создал более 150-ти тысяч страниц манги и 60-ти аниме тайтлов. Его деятельность проложила путь манги и аниме во весь мир.

Источник: Melanie Foster, «Osamu Tezuka, Animation Pioneer», College of Liberal Arts and Sciences, University of Florida, 2002.
[Перевод (с непринципиальными сокращениями), добавление 2-ого эпиграфа и иллюстраций мои. Исправлены очевидные ошибки и неточности.]


Дополнение переводчика
Metropolis (2001)Metropolis (2001)
Фильм Метрополис (2001) по одноименной манге (1949) Тэдзука

(Говоря о научно-фантастической трилогии Потерянный мир (1948), Метрополис (1949) и Мир будущего (1951).)
Мир, который нам показал Тэдзука, не был только прекрасным, зато часто пугающим, абсурдным, больным или вселяющим надежду. Модернизм означает благосостояние и идеологию массового потребления и одновременно этот мир изобрел разрушение. В своем уголке Азии Тэдзука это понял. Он осознал абсурд модернизма гораздо глубже, чем это сделал Дисней.
Хаяо Миядзаки про опыт Тэдзука, Yomiuri Shimbun, 2009.
[Перевод мой.]

Marple Mashu Marces AnimationОпубликовано 18 сентября 2016 г.
Последние изменения 3 октября 2019 г.

 

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.